Яков Файтельсон – уроженец Литвы, по образованию инженер-математик. Активный участник борьбы за алию, начавшуюся в СССР после Шестидневной войны. Организатор и соучастник многих акций протеста, в частности, трехдневной голодовки в здании Московского телеграфа и пикета из 11 человек с шестиконечными звездами на груди перед гостиницей «Россия», где в тот момент находилась штаб-квартира Московского международного кинофестиваля (в этот день, 28 июля 71года Я. Файтельсону исполнилось 25 лет). В январе 72 года репатриировался в Израиль. Работал инженером-системщиком в Хайфе в компании Эльсинт, выпускающей медицинскую электронику. Участвовал в войне Судного дня, был демобилизован в марте 1974 году. Включился в политическую деятельность и в 77 году вместе с генералом Шароном участвовал в предвыборной кампании от правого движения «Шломцион», основанного будущим премьер-министром. В августе 78 года был в составе первых семей, поселившихся в горах Самарии на территории будущего Ариэля. Для создания нового города организовал строительную ассоциацию и получил поддержку проекта в Министерстве строительства. В феврале 81 года был избран первым мэром города Ариэль и находился на этой должности до мая 85 года. Руководил промышленным районом Баркан, был членом Совета директоров Израильской электрокомпании «Хэврат хашмаль». Создал и был генеральным директором Управления абсорбции г. Хайфа. На добровольных началах был генеральным директором Союза ученых-репатриантов, участвовал в создании Союза инженеров-репатриантов, представлял эти организации в комиссии Кнессета. С 98 года был представителем Джойнта в Беларуси и с 2000 года занимается различными строительными проектами в СНГ.
После доклада «Демографические тенденции в стране Израиля с 1882 по 2006 годы», прочитанного Яковом Файтельзоном на семинаре «Ковчега», докладчика проинтервьюировал корреспондент «ВЕАР».
Как давно Вы занимаетесь демографическими исследованиями?
Демографией я начал заниматься в 85-м году. Первое мое исследование показало, что утверждения о демографической угрозе со стороны арабов ни на чем не основаны. Данные за период с 1880 по 1984 год, которые я получил и проанализировал, свидетельствовали, что за последние 40 лет идет снижение рождаемости и снижение естественного прироста арабского населения Израиля. Я установил, что за эти годы не арабское население территорий Иудеи, Самарии и Газы является фактором, влияющим на пропорцию доли арабов и евреев в стране. Таким фактором, значительно влияющим на соотношение арабов и евреев, является естественный прирост мусульман, граждан Израиля. В семидесятые годы прошлого века, после длительного роста доли еврейского населения и снижения доли населения арабского, установилась устойчивая пропорция, которая сохраняется по сегодняшний день. 60% составляют евреи и 40% - арабы, проживающие на территории Израиля, Иудеи, Самарии и Полосы Газы. Причем, когда израильский демограф говорит: «арабы», он относит сюда и друзов, и черкесов, и христиан, то есть, всех неевреев: так на протяжении длительного ряда лет собирались данные. В действительности же картина много сложнее и число «сорок процентов» меньше, если речь идет только об арабах.
Это исследование было представлено премьер-министру Ицхаку Шамиру. Я говорил тогда: знания пропорции и знания того, что она в последние годы стабильна, недостаточно для осуществления демографической политики. Нельзя «почивать на лаврах», надеясь, что соотношение 60 на 40 будет всегда. Исследование должно послужить базой для выработки стратегии и тактики, которая усилит наши позиции. Ведь вся сионистская политика от Герцля и до премьер-министра Эшколя была направлена на изменение демографической реальности в пользу еврейского народа. И это было очень успешно: начав с 5% в Палестине конца ХIХ века еврейское население достигло 65 % в 1972 году!
Последней серьезной попыткой изменения демографической ситуации было создание в Нижней Галилее, в 22-х километрах к востоку от Акко, города Кармиель. После этого наблюдалось значительное изменение демографического баланса в пользу евреев, хотя в Галилее преобладало и все еще преобладает нееврейское население.
Это какой период?
1964 год. Тогда израильские арабы впервые провели так называемый «день земли». Демонстрации, которые они устроили вместе с левыми еврейскими активистами, с Ури Авнери и другими, были протестом против создания Кармиеля. Для его строительства провели экспроприацию земли, причем, не только у арабов, но и у евреев. Это послужило поводом к протестам и беспорядкам, в те дни погибло несколько человек.
Другой серьезной попыткой изменить демографическую ситуацию было поселенческое движение семидесятых годов в Иудее, Самарии и Газе после войны Судного дня. Тут тоже видны четкие результаты. Если исходить из общепринятой неизраильской позиции, то есть, учитывать здесь и кварталы Восточного и Северного Иерусалима, то за эти годы еврейское население всех названных территорий перевалило за 400 тысяч человек. Сегодня порядка 20% населения Иудеи и Самарии – евреи. Интересно, что примерно такой же процент составляют арабы, граждане Израиля, среди всех граждан страны. А число мусульман в Северном округе Израиля примерно равно числу евреев, проживающих в Иудее и Самарии, включая Восточный Иерусалим.
Вы выделяете Иудею и Самарию, потому что это земли Палестинской автономии?
Да, по договору в Осло Газа, Иудея и Самария относятся к Палестинской автономии. Территория автономии поделена, как мы знаем, на три части. Часть А, где гражданская и военная власть осуществляется палестинцами, часть В, где гражданская администрация палестинская, но вопросы безопасности контролирует Израиль, и часть С, которая полностью находится под контролем Израиля.
Если говорить не о территориях Палестинской автономии, а о самом Израиле, каков здесь коэффициент рождаемости у евреев и у арабов? Какова общая тенденция?
Если оценивать весь период с 1882-го по 2006-й, то по данным каждого года рождаемость вне еврейского сектора всегда - и до сегодняшнего дня - выше, чем у евреев. Лидировали мусульмане наиболее крупная часть населения с традиционно высоким уровнем рождаемости.
В 1952 году, благодаря миграционным процессам с обеих сторон (репатриация евреев, эмиграция арабов) население нееврейского и еврейского секторов сравнялось на всей территории бывшей подмандатной Палестины. С этого момента евреев в Израиле стало больше, чем арабов, друзов и христиан, вместе взятых на всей упомянутой территории, включая Иудею и Самарию, принадлежавших до 1967 года Иордании, и Полосу Газы, находившейся тогда же под египетским управлением.
Существует такой демографический показатель – суммарный коэффициент рождаемости. Он определяется количеством детей на одну женщину. У мусульман этот коэффициент снизился с 9.31 в 1960 году до 4.03 в 2005 году. За этот период он уменьшился более чем в два раза. У евреев этот коэффициент тоже понизился, но не настолько - с 3.64 в 1955 году до 2.62 в период между 1990 и 1999 годами. То есть, на 28%. Однако он вновь поднялся до 2.69 к 2005 году. Евреи, у которых еще в 1975 году был самый низкий коэффициент рождаемости среди населения Израиля, начиная с 2004 года, опередили христиан и друзов и уступают лишь мусульманам. Разница между коэффициентом рождаемости у евреев и у мусульман, граждан Израиля, сократилась с 5.82 в 1960 до 1.34 ребенка в 2005 году. Это, если смотреть в целом по стране. Но коэффициент рождаемости можно посчитать и по отдельным регионам. И тогда мы увидим, что в Иерусалиме, где высока доля религиозного еврейского населения, коэффициент рождаемости у евреев и у арабов одинаков и равен 3.9. У евреев Иерусалима он выше, чем у евреев Израиля (3,9 > 2, 69) , у иерусалимских арабов он несколько ниже, чем у арабов по Израилю в целом (3,9 <4,03).
Абсолютный естественный прирост определяется как разность между рождаемостью и смертностью за определенный год. К слову сказать, закон демографического перехода, один из основных законов развития популяции вообще и человечества в частности, говорит, что на определенном этапе развития, когда уровень смертности снизился до минимума и начинает расти, а рождаемость не растет, а понижается, то в таком сообществе доля стариков начинает превышать долю способных к деторождению. Естественный прирост становится близким к нулю, т.е. численность населения стабилизируется. Если естественный прирост становиться отрицательным, начинается процесс депопуляции.
Это общий демографический закон, и в ряде стран так и происходит. Но в Израиле депопуляции нет ни у мусульман, ни у евреев. Какие же процессы идут там? И каковы тенденции?
У арабов идет резкое снижение рождаемости. Естественный прирост у арабов в целом понизился на 43% с 1973 года по 2006 год, причем в последние годы наблюдается ускорение этого процесса. Так только за период с 2002 по 2005 год падение коэффициента рождаемости у них составило 12%.
Как вычисляется процент прироста?
Подсчитав количество арабов в начале и в конце 2006 года, мы получим прирост в 2, 6% за год. У евреев за последние 40 лет естественный прирост стабилизировался и балансирует у отметки 1.5% в год. За последние 10 лет даже наметилось некоторое его повышение. Это можно объяснить двумя факторами. Первый фактор – алия из бывшего СССР. Люди детородного возраста, у которых не было детей или был один ребенок, пожив в Израиле, начинают «равняться» на коренных израильтян, рожают второго и даже третьего ребенка. Второй фактор – рост религиозного еврейского населения, где традиционно высока рождаемость. И нерелигиозная часть населения в этом плане начинает «равняться» на религиозную часть. Создается мнение, что три ребенка в семье – нормально. Это сегодня средний показатель на одну еврейскую семью в Израиле.
В своей лекции вы упомянули о мусульманском племени, которое еще в середине ХХ века жило в районе Хеврона и зажигало свечи на Хануку. Что это за история?
Я не уверен, что это актуально сегодня. Вскоре после Шестидневной войны стало известно, что часть населения в районе Хеврона и Ятты – потомки племени, изгнанного из Саудовской Аравии. На севере Саудовской Аравии издавна жили племена, исповедовавшее иудаизм. Еще Мухаммед велел уничтожать еврейские племена, не переходившие в ислам. Затем были распоряжения различных халифов об изгнании из Аравии таких племен. Несмотря на это в отдаленной и наиболее пустынной части Аравии такие племена существовали. Около двухсот лет назад они были высланы в Южную Иудею. В конечном счете, их потомки приняли ислам.
Несмотря на то, что мусульмане их изгнали?
Дело в том, что для обращения в свою религию мусульмане часто пользовались «экономическим» методом. На евреев и христиан, живших на мусульманской территории, накладывался высокий налог только за то, что человек - не мусульманин; это грозило разорением, и люди принимали ислам. Но какие-то еврейские обычаи они сохраняли, как анусим или марраны в Испании. Информация о мусульманах, зажигающих свечи на Хануку, попала в газеты. И группа раввинов встречалась со старейшинами этих племен. К сожалению, дальше ничего не произошло. Это – пролитое молоко.
Почему я об этом упомянул? Часто в Израиле публикуется информация о поддержанных разными еврейскими фондами попытках помочь людям вернуться к еврейским корням. Это положительно оценивается в прессе. По телевидению показывают целый сериал об истории такого населения в португальском местечке. Недавно сообщалось о семинаре на Майорке среди 80 потомков евреев. Нам сообщают о приезде из Индии 220 человек из племени Бней-Менаше. На это тратятся силы и средства. Все это замечательно, но то, что можно было бы сделать у себя дома, упускается.
Сколько было людей в племени из Аравии, зажигавшем ханукальные свечи?
Речь шла о нескольких десятках тысяч. Но в лекции я делал ударение не на этом. Я говорил о трехстах тысячах людей из бывшего СССР, которые пока находятся в статусе «лело сивуг», то есть, они никак не определены по национальному признаку. И когда я читаю, что раввины ездили в Перу и произвели гиюр целого индейского племени, я радуюсь и недоумеваю одновременно… Выходцы из Перу – прекрасные граждане Израиля. Но возникает вопрос, что же мешает, наряду с этим заняться теми тремястами тысяч, кто уже в Израиле, кто репатриировался добровольно и на свои средства, и чьи отцы или деды были евреями?
Но ведь они уже совершили алию? Что же с ними делать еще?
Во-первых, могу сказать, чего не делать. В 94-95-м годах израильские демографы неразумно приписывали их к группе «арабы и другие». Это искажало реальную картину. И даже когда в 96-м году ретроактивно исправили данные за 1995 год, информацию за 1991-1994 годы так и не изменили.
Отражается ли такой статус, «лело сивуг», как вы сказали, на реальной жизни, на правах и возможностях человека?
Если Израиль не признает их евреями, не поможет им в преодолении преград, мешающих слиться с еврейским народом, он рискует оттолкнуть и потерять тысячи людей, приехавших добровольно в составе своих семей. Каждый уважающий себя клуб вырабатывает правила приема новых членов. В каждой стране существуют определенные процедуры, которые нужно пройти для принятия гражданства. Для граждан Израиля в статусе «лело сивуг» преградой на пути к слиянию с еврейским народом становится гиюр.
Гиюр – религиозная процедура. Но можно быть гражданином Израиля, ощущать себя полноценным евреем, и, при этом, не быть религиозным, не нуждаться в гиюре. Так живет светская часть Израиля. Ощущают ли новые граждане в статусе «лело сивуг» дискриминацию?
Дискриминации при устройстве на работу, при самореализации человека нет. Часто доходит до парадокса: муж-еврей говорит, что хочет покинуть Израиль, а его нееврейская жена заявляет, что хочет остаться. Часто не еврей, благодаря своей квалификации, находит лучшую работу, чем его еврейский родственник. По закону гражданские права у тех и у других равны. На работу берут по способностям и талантам. Но возникает проблема, когда человек, не записанный как еврей, хочет заключить брак. Гражданского брака в Израиле нет. Надо заключать этот брак где-нибудь на Кипре (Израиль признает браки, заключенные в других странах – А. Р.), либо принимать гиюр, что потребует долгой подготовки. Все это осознается, как неудобство. Человек думает: почему я должен это делать, почему не могу заключить брак в своей стране, в армии которой я служил, выходит, я – неполноценный гражданин?.. Я знаю ситуации, когда пара не может заключить брак, потому что у одного из супругов мать – не еврейка. При этом у них нет денег для поездки на Кипр. Тогда они идут в церковь, формально принимают христианство и священник совершает венчание. И это не единичный случай. Логика таких людей понятна: вы не позволяете заключить брак в синагоге – мы пойдем в церковь. Что мы от этого выиграли? Людей, связанных родственными узами с еврейским народом, поставили в ситуацию, которая привела к отторжению. Я уж не говорю об организациях, которые занимаются активной миссионерской деятельностью: «Если иудеи вас не хотят, то мы очень хотим…»
Есть выражение на иврите, которое можно перевести так: «Ваши поступки одновременно и приближают, и отдаляют». И есть другое выражение: «Когда мы ослабляем, мы усиливаем, а когда усиливаем, ослабляем». Это слова одного из раввинов, который считал, что нужно не создавать преграды, а помогать стать евреями всем, кто к тому стремится, что усилит народ и демографически и политически. И он удачно, на мой взгляд, это сформулировал.
Демографическое исследование Я. Файтельсона можно прочесть на сайте www.amatz.net
Александр Рапопорт
Комментариев нет:
Отправить комментарий